Счётная палата установила низкую прозрачность системы распределения субсидий для кино

Счётная палата опубликовала отчёт о результатах проверки, как средства федерального бюджета используются для господдержки кинопроизводства. Ведомство проверило деятельность Минкультуры и подведомственного ему Фонда кино с 2017 года по сентябрь 2019 года.

Вопросы у проверяющих вызвала работа экспертных советов, объективность их решений, критерии, по которым оцениваются заявки, а также дальнейшее использование выделенных средств. По мнению проверяющих, вся процедура отбора проектов и выдачи субсидий требует корректировки.

Счётная палата указала на возможный конфликт интересов, т. к. в состав экспертных советов 2017–2019 годов входили представители киносообщества, которые одновременно претендовали на господдержку и впоследствии именно их проектам предоставлялись субсидии.

Когда в число экспертов входили предправления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащёва, продюсер киностудии Николай Маковский и шеф-редактор Сергей Капков, «Союзмультфильм» был крупнейшим получателем господдержки среди производителей анимационных фильмов, отмечает ведомство. С 2016 по 2018 год Минкультуры заключило с киностудией 37 соглашений на сумму 230 млн руб.

Согласно положению об экспертных советах, конфликт интересов недопустим, однако из-за отсутствия в министерстве документов, подтверждающих итоги отбора заявок, узнать, оценивали ли члены экспертного совета собственные проекты, невозможно, констатирует Счётная палата.

Пресс-служба «Союзмультфильма» сообщила, что представители студии тогда не принимали участия в голосовании.

Минкультуры и Фондом кино не утверждены требования хранить результаты голосований, указывает Счётная палата. Голосование может происходить без использования бланков: индивидуально в устной форме, по телефону и другими способами.

Министерство также не подтвердило, что эксперты вообще были ознакомлены с заявками, поскольку эта процедура не регламентируется, указано в отчёте. «Существуют риски, что члены экспертных советов не обладали достаточной информацией о проектах, в отношении которых они проголосовали», — резюмируют аудиторы.

Голосование экспертов проходит тайно, поэтому листы голосования не подписываются, сохранение этих листов с оценками заявок действительно не предусмотрено, отвечает пресс-служба Минкультуры. Однако в случае возможного конфликта интересов эксперт должен подписать свой лист, чтобы избежать голосования за «свои» проекты. Законодательно не закреплено, что члены экспертного совета не имеют права выставлять свои заявки на конкурс, отметил представитель Минкультуры.

При отборе проектов эксперты не учитывают такие ключевые критерии, как успешность предыдущих работ заявителя в прокате, а также рейтинги телеканалов в момент показа фильма, констатировала Счётная палата. Например, вторая часть истории про Урфина Джюса кинокомпании СТВ получила от Фонда кино 200 млн руб. безвозвратной субсидии, хотя «Урфин Джюс и деревянные солдаты» провалился в прокате, собрав 207 млн руб. при бюджете 344,9 млн. Подобный механизм поддержки может в дальнейшем привести к тому, что зрительский интерес не будет иметь значения для рынка кинопроизводства, опасаются проверяющие.

«Урфин Джюс и его деревянные солдаты» действительно не имел успеха в прокате, признаёт руководитель СТВ Сергей Сельянов. Однако вторую часть начали делать, когда провала первой никто не предполагал. Обе части, по словам Сельянова, делались одновременно: работа над картиной «Урфин Джюс возвращается» началась, когда первая серия ещё не вышла в прокат, поэтому и подали заявку на получение субсидии. Продюсер также отметил, что у картин есть реальный шанс окупить себя в будущем за счёт международных продаж, ТВ и онлайн-показов.

По условиям договора получатель субсидии должен по окончании работы над проектом предоставить финансовую отчётность, в том числе реестр первичных документов, подтверждающих целевое распределение госсредств.

Счётная палата проанализировала пять реестров таких документов и выяснила, что получатели субсидий перечисляют бюджетные деньги на счета кинокомпаний, не обязанных предоставлять отчёт. До 60% от сметной стоимости фильмов были направлены либо в зарегистрированные на Кипре компании, либо в российские организации со штатом ‪от одного до девяти‬ сотрудников.

Та же кинокомпания СТВ в отчёте о расходовании средств на производство фильма «Конёк-Горбунок» указала, что 287,2 млн руб. из выделенных 531,4 млн были переведены на счет ООО «Глобус-Фильм», у которой численность персонала составляет всего два человека, а основные средства, согласно данным базы СПАРК, не числятся.

Фирмы с небольшим штатом, о которых пишет Счётная палата, обычно являются продакшен-компаниями, которые выступают подрядчиками в производстве картин, объясняет Сельянов. По его словам, это стандартная практика. В частности, ООО «Глобус-Фильм» работало над «Коньком-Горбунком», поэтому СТВ переводила на его счёт деньги, пояснил Сельянов.

ИСТОЧНИК: РБК

Отправить ответ

avatar