Российские онлайн-кинотеатры после акций с бесплатным доступом к их контенту столкнулись с оттоком аудитории. По данным SimilarWeb, по итогам мая он достигал 20–30%. После акций всегда отсеивается большая часть новой аудитории, а в мае отток усилился из-за хорошей погоды, объясняют эксперты.
С начала мая онлайн-кинотеатры в России испытали существенный отток аудитории, рассказал «Ъ» источник на рынке стриминговых сервисов, столкнувшийся с оттоком на своей платформе и получивший такие же данные от других видеосервисов и операторов связи. Отток последовал за резким ростом в марте—апреле, когда видеоплатформы предложили бесплатный доступ к контенту в период карантина. Многие из тех, кто оформил бесплатную подписку, спустя месяц отписались, пересмотрев весь контент»,— поясняет собеседник.
Данные по оттоку зафиксировал и сервис SimilarWeb. По его данным, у IVI аудитория в мае снизилась на 8% к уровню апреля, у Premier — на 6%, у Okko — на 22%, у Wink — на 20%, у more.tv — на 23%, у Start — на 32% (учитывались просмотры на компьютерах и смартфонах без Smart TV и мобильных приложений).
«Чем больше людей ты привлечёшь в бесплатную подписку, тем больше уйдёт через месяц,— поясняет топ-менеджер одного из крупнейших видеосервисов.— Например, если подписались 1 млн, после окончания акции останутся, может, 250 тыс.». По статистике после таких акций остается 10–15% привлечённой аудитории, в этом нет трагедии для сервисов, говорит директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. Важную роль сыграла и сезонность, обращают внимание собеседники «Ъ»: в мае много выходных, погода улучшилась, люди меньше сидели дома.
«У нас калька с линейного ТВ. Если майские тёплые и все пошли на шашлыки — ТВ идёт вниз, и мы так же»,— объясняет один из источников. В Mediascope подтвердили снижение среднесуточного времени просмотра ТВ в мае до 241 минуты с 269 минут в апреле.
В период карантина многие онлайн-кинотеатры «откровенно шли на демпинг», и через «пару месяцев всего бесплатного зритель уже не понимает, почему он вдруг должен платить за штучный контент или подписки, в которых уже вычерпаны все новинки», констатирует гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов. При этом оттока у Megogo он не фиксирует.
Общий трафик и просмотры на more.tv действительно немного сократились, но выросло число платных подписчиков, говорит представитель сервиса. Падение активности в мае было и на Start, в основном на Smart TV и десктопах, но это сезонное явление, добавляет его гендиректор Юлия Миндубаева. Около 80% пользователей Okko смотрят его на Smart TV, так что SimilarWeb не даёт полной картины, говорит его представитель. «В то же время сезонность традиционно оказывает влияние на смотрение. В тёплое время года пользователи потребляют меньше мультимедиа-контента»,— соглашается он.
Директор по стратегии IVI Иван Гринин отрицает отток аудитории. По его словам, с середины марта смотрящая аудитория значительно выросла, а платящая превысила 3 млн человек в месяц. Информация об оттоке у Premier не соответствует действительности, подчеркнул его представитель: май стал одним из рекордных месяцев по просмотрам из-за нового контента.
На Wink приток пользователей от акций с бесплатным доступом дал рост просмотров платного контента, говорит представитель владеющего сервисом «Ростелекома». «Из тех пользователей, которые пришли смотреть только бесплатный контент, отсеялось примерно 20%, когда они его насмотрелись. Однако, рост пользователей, оплачивающих контент, составил более 10%»,— уточнил он.
Общая платящая активная аудитория до пандемии составляла около 6,5 млн, сейчас — 7 млн, полагает гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков. Хотя с финансовой точки зрения второй квартал не слишком успешен для видеосервисов из-за «благотворительности» в отношении новой аудитории, если не будет второй волны вируса и новых ограничений, он ожидает, что рынок вырастет на 20–25% в деньгах. В 2019 году TelecomDaily оценивало его (с учетом всех видеосервисов с легальным видео, например, YouTube) в 27 млрд руб.
ИСТОЧНИК: Ъ
Отправить ответ