РЕПОРТАЖ ИЗ-ЗА СТЕКЛА

RUVOD побывал в гостях у видеосервиса MEGOGO на съемках реалити-шоу “Киноакадемия”, где открываются новые закулисные тайны знакомого формата.

Новости от том, что компания Netflix готова потратить $8 млрд. на собственный контент будоражила рынок всю осень. Мейджоры анонсировали запуск собственных витрин, а технологические компании наращивали видеотрафик. На фоне этого, мы наблюдали активный рост рынка видеорекламы в интернете. А прогнозы нам предсказывали до 72% просмотров онлайн-видео на мобильных устройствах к 2019 году.

Сегодня все аналитики отмечают, что происходят явные изменения в структуре общемирового рынка видео. И российский рынок, конечно, не исключение. В России сейчас VOD находится в двоякой ситуации. С одной стороны, рынок “коробочных” решений достиг своего насыщения. По данным различных исследований, основной прирост абонентской базы в регионах происходит во многом, за счет пользователей спутникового ТВ — в тех районах, где высокоскоростной интернет недоступен. С другой стороны, компании, строящие свои сервисы на основе OTT решений, активно растут. Но и для них ситуация не такая простая. Заключив договоры со всеми мейджорами и, получив основные цифровые новинки в репертуар, они оказываются в ситуации, когда для среднестатистического зрителя их витрины мало чем отличаются… И как получить лояльность зрителя и отстроиться от конкурентов? Такая задача рынка подталкивает компании к интересным экспериментам. В основу которых ложатся, с одной стороны, мировой опыт, а с другой – российские реалии. Одной из таких компаний-экспериментаторов стала компания MEGOGO, запустившая в ноябре 2017 года новый проект “Киноакадемия” в формате реалити-шоу. Надо отметить, что реалити-шоу хорошо известны на нашем рынке, но на ТВ. А вот опыт создания реалити-шоу видеосервисом на российском рынке является инновационным.

RUVOD решил разобраться, как появилась идея сделать такой формат, в чем достоинства этого контента, и какие ожидания связывает компания MEGOGO с запуском “Киноакадемии”.

Я приезжаю в заснеженный курортный комплекс недалеко от Москвы. Здесь проводятся съемки реалити-шоу. Первое впечатление от нового места – это прекрасный чистый воздух и живописная природа – старые сосны, припорошенные снегом. Это уже настраивает на творческий лад…

— Мы задумались над новым форматом еще летом – рассказывает мне гендиректор MEGOGO в России Виктор Чеканов. Нам хотелось запустить проект, который добавит эмоций и жизни нашему зрителю. А также позволит привлечь молодежную аудиторию. До этого проекта мы уже имели серьезный опыт в live-трансляциях. Были очень успешные кейсы. Например, летняя трансляция “Нашествия” собрала 5 млн. просмотров. Причем, большая часть из них шла с мобильных устройств. Это был очень интересный опыт, который мы решили развивать. И сейчас у нас проходят онлайн-трансляции интересных мероприятий. Недавно состоялась премьера спектакля Жанна Д’Арк, например. Однако, хотелось чего-то интерактивного, такого, чтобы можно было получать обратную связь от зрителя, влиять на события, на эмоции, на сюжет. И тем самым развивать зрителя. Так родилась идея сделать реалити-шоу. И, конечно, когда мы задумались о теме – тут не возникло сомнений, имея такой большой опыт работы с киностудиями и десятки тысяч единиц лицензионного контента, MEGOGO должен воспитывать актеров.

Виктор рассказывает мне о воспитанниках шоу: 15 молодых людей от 18 до 30 лет борются за право получить роль в полнометражном фильме или сериале, съемки которого пройдут в 2018 году. Партнером MEGOGO по организации призового фонда стала компания Amediateka.

Мы поднимаемся по лестнице и оказываемся в замкнутом помещении, где идут съемки. Я попадаю на мастер-класс по актерскому мастерству Сергея Бурова – кинорежиссера, эксперта по работе в кадре театра-студии «Постскриптум». На первый взгляд – обычная студенческая группа. Ребята сидят на мягких пуфиках, доска, монитор. Все, как на занятии. Нет никакого стеснения, смущения. Хотя ребят снимают 4 камеры. И они знают, что их снимают. Но через 5 минут я тоже забываю об этом, потому что мастер-класс полностью поглощает мое внимание.

Ребята очень вовлечены – поделился с нами после занятия Сергей Буров, — они на самом деле искренны и открыты, я не замечаю разницу по сравнению с обычной группой. Только обычная группа проходила бы эту программу несколько месяцев. А здесь – все скомпоновано в несколько занятий. Нагрузка серьезная.

А мы продолжаем экскурсию с Виктором.

— Виктор, как ваши зрители относятся к тому, что формат носит образовательный характер, — спрашиваю я, — ведь бытует мнение, что сегодняшний зритель реалити-шоу ждет только грязных скандалов и склок?

— Выбор данного формата был намеренным. Мы разбили наши показы на 2 части, по 25 минут каждая. Одна часть рассказывает о жизни участников. Тут мы показываем их процесс обучения — занятия и упражнения с наставниками или приглашенными звездами. Вторая — больше посвящена личному — их взаимоотношениям. Таким образом, зритель может быть почти участником этого актёрского курса. И знаете – у нас очень много положительных откликов и просьб увеличить долю именно образовательного контента.

— Учитываете ли вы мнение зрителей при создании шоу? Ну, например, когда решаете, кого выгонять?

— Не будем рассказывать всех фишек – многое еще впереди. Но мы регулярно анализируем предложения наших зрителей. Реалити-шоу – это тот формат, в котором мы можем быть гибкими. И задавать направленность шоу в зависимости от реакции на контент. В этом его явное преимущество.

— В чем еще вы видите сильные стороны этого проекта? Какие у вас ожидания от него?

— Тут все зависит от целей и опыта. Одним из главных преимуществ реалити-шоу, как я сказал, является гибкость. Мы получаем обратную связь от зрителя и можем менять условия и сценарий. На съемках концертов в live или полнометражных фильмов это невозможно. Плюс — нет таких жестких требований при кастинге участников. Мы работаем на раскрытие их актерского потенциала – все остальное – это уже собственная работа участников над собой и случай, удача.

Далее – мы работаем с catch-up в 7 дней. Это дает нам возможность сделать качественный продукт, исключить нарушение brand safety партнеров и соблюсти все договоренности. Формат live-трансляций или live-шоу 24/7 в этом смысле очень опасны и нелепая ошибка может дорого стоить. Мы используем рекламную модель монетизации для шоу, это не вызывает отторжения у зрителя, так как дает ему возможность “войти во вкус”. Ну, а относительно общих результатов, то я думаю, что в январе мы сможем более подробно рассказать о них. И подвести какие-то итоги.

Что же касается недостатков – то самый главный из них – это, конечно сроки. Мы жестко ограничены по таймингу. И задержки недопустимы.

С точки зрения бюджета, тут есть некоторые преимущества относительно сериалов. Но есть и повышенные риски, связанные с обязательствами и тем, что часто ошибку уже не исправить. Иногда сцену уже невозможно переснять: например, когда участник уже выбыл из шоу.

Заканчивается очередной мастер-класс, и участники спускаются на ужин. Это активные, деловые ребята. Улыбаются, шутят. Совсем не похожи на скучающих детей “за стеклом” из моих воспоминаний о некоторых других проектах на ТВ. Таким, как участники “Киноакадемии”, можно по-хорошему позавидовать не только потому, что они на ТВ или в модных брендах, а потому, что у них там интересно, потому что они учатся и скоро будут актерами. Потому что они такие же, как миллионы других парней и девчонок. И, значит, каждый тоже так может. Они близки целевой аудитории. И поэтому им хочется сопереживать.

— Среди наших участников есть ребята, окончившие театральные вузы, а есть – просто очень талантливые, хотя и никакой актерской базы у них нет. Тем не менее, мы надеемся на то, что и они совершат прорыв. Мы намеренно сформировали такой состав, чтобы были герои, близкие зрителю, с которыми он мог бы себя ассоциировать. А были те, на кого хочется быть похожим.

В словах Виктора столько переживаний и тепла относительно участников, что я понимаю – этот проект не просто очередной шаблон. Он создается настоящими эмоциями.

Вообще проект “Киноакадемия” получился добрым, пронизанным искренней заботой, творчеством и энергетикой. Она чувствуется в ребятах, в педагогах и в организаторах. Это очень подкупает эмоционально и, я думаю, что это тоже должно стать важным слагаемым успеха. И при этом, проект имеет сильную социально-образовательную нагрузку – позволяет молодой аудитории мечтать, стремиться и развиваться. Учитывая, как на сегодняшний день растут онлайн-программы по обучению, я задумалась о том, что, возможно, за такими социально-обучающими live форматами будущее нашего образования; и о том, что я искренне желаю героям “Киноакадемии” удачи, а MEGOGO – отличных результатов и продолжения шоу во втором сезоне.

Я прощаюсь с гостеприимными хозяевами, вдыхаю чистейший морозный воздух и, зарядившись позитивом и творческим настроением, возвращаюсь в Москву.

АВТОР: ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВА

Отправить ответ

avatar