РАО предъявило российским кинотеатрам встречные иски

Судебные тяжбы с Российским авторским обществом (РАО) по поводу выплат американским композиторам пока не помогают улучшить положение российских кинотеатров. Суд обязал один из них по встречному иску РАО заключить договор с обществом на ещё более жёстких условиях, чем раньше, с выплатами по максимальной ставке 3% кассовых сборов. Давление на суд могло оказать привлечение к делу Минкульта, не исключают юристы.

РАО выдвинуло встречные иски к ООО ИФГ, ООО «Вега-кино» и ООО «Синема 63», управляющим в совокупности семью кинотеатрами в Москве, Тольятти и Йошкар-Оле, следует из картотеки суда. Эти компании требуют от РАО заключить договор об отчислениях в пользу авторов музыки не по типовому образцу, а на своих условиях. В частности, они просят исключить выплаты авторам произведений, признанных общественным достоянием, а также авторам музыки к американским фильмам, правами на которую в США, как правило, распоряжаются киностудии.

Во встречных исках РАО требует обязать кинотеатры заключить договоры на условиях авторского общества, причём по максимальной ставке 3%, установленной постановлением правительства от 1994 года, так как компании выражают «прямое недоверие типовым условиям договора». Встречный иск к «Синема 63» удовлетворён 6 ноября, заседание по иску к «Вега-кино» состоится 12 ноября, по иску к ИФГ — 17 декабря. Ко всем трём искам по ходатайству РАО суд в качестве третьего лица привлёк Минкульт.

Все три компании входят в Ассоциацию владельцев кинотеатров (АВК), которая координирует их действия в суде. «Синема 63» пока не намерено подписывать договор на условиях РАО и будет обжаловать решение в вышестоящих инстанциях, сообщила «Ъ» представитель членов АВК в суде Юлия Дунаева. Для несетевых кинотеатров авторским советом РАО предусмотрена ставка от 0,7% до 1,2%, отмечает она. «Решение суда мы считаем абсолютно незаконным. Права требовать понуждения пользователей к заключению договора у РАО нет. В то же время РАО, являясь единственной аккредитованной организацией, то есть занимая по сути монопольное положение, обязано заключить договор, если с таким требованием обратился пользователь»,— настаивает она. Госпожа Дунаева также уверена, что при подаче встречного иска РАО не был соблюдён досудебный порядок, а привлечение к делам Минкульта считает неуместным, так как министерство не имеет прямого отношения к договорам между РАО и кинотеатрами.

В пресс-службах РАО и Минкульта на запрос «Ъ» оперативно не ответили. Ранее в РАО называли требования кинотеатров о снижении ставки несправедливыми и указывали, что выплаты рассчитываются в процентном соотношении от валового сбора фильмов, что соответствует мировой практике и российским законам. За 2018 год с кинотеатров в пользу авторов собрано 336,5 млн руб., за первое полугодие 2019 года — 234 млн руб. В других странах РАО заключает договоры о взаимном представительстве с аналогичными структурами, например в США это ASCAP и BMI.

В отзыве в рамках дела Минкульт указывает, что право на вознаграждение, предусмотренное Гражданским кодексом, признаётся в России за авторами-иностранцами любой из стран—участниц Бернской конвенции (США присоединились к ней в 1989 году), «даже если национальным законодательством этих стран указанное право на вознаграждение не предусмотрено».

Ранее Суд по интеллектуальным правам (СИП) принял несколько нетипичных решений в подобных делах, в частности решив, что «Премьер-зал «Юго-Западный»» в Екатеринбурге может не выплачивать отчисления в пользу американских композиторов. Таким образом, СИП на практике закрепил разъяснения пленума Верховного суда России от 23 апреля, согласно которым «кинотеатры вправе требовать рассмотреть предложенные условия через суд, а РАО не вправе отказать в заключении договора», подчеркивает партнёр «Юста Аура» Евгений Дедков, представлявший кинотеатры «Премьер-зала» в делах с РАО. По его прогнозу, встречные иски РАО к ИФГ и «Вега-кино» также будут удовлетворены, учитывая, что привлечение Минкульта «как некой экспертной организации и авторитета государственной власти могло оказать давление на суд», но последующие инстанции всё равно могут встать на сторону кинотеатров.

ИСТОЧНИК: Ъ

Отправить ответ

avatar