О НЕВИДИМОЙ РУКЕ VОD РЫНКА

В конце 2016 – начале 2017 года в публичной сфере и высоких кабинетах разгоралась дискуссия – а нужно ли регулировать возникающий ОТТ-рынок и ограничивать на нём иностранное владение? Самыми громкими аргументами против государственного регулирования как всегда стали два мифа «расхожего мнения».

Первым мифом — является цитата Адама Смита о том, что «невидимая рука рынка» дескать сама может привести рынок к гармонии и процветанию. Если же посмотреть на наш VOD рынок, то при относительном росте в последние годы, он растёт медленнее чем многие развивающиеся рынки – Китай, Бразилия, Южная Корея и т.д. С учетом девальвации, размеры нашего VOD рынка, который оценивается примерно в $100 млн., кажутся очень небольшими в глобальных масштабах.

Но что же удерживает развитие рынка? Казалось бы, что у нас существует большое количество разнообразных игроков и конкуренция сама должна стимулировать развитие — типичное «расхожее мнение».

На самом деле в большинстве случаев конкуренция ведет к снижению маржинальности и российский VOD рынок тому отличный пример – десятки легальных онлайн-кинотеатров, работающих по разным моделям вынуждены конкурировать не только между собой, но и с бесплатным пиратским смотрением. Низкая маржа и фокусировка на конкуренцию с другими игроками, ведут к тому, что онлайн-кинотеатры не способны планировать и инвестировать в долгосрочной перспективе. Их менеджеры сфокусированы на краткосрочных целях, а акционеры, не желая дальше инвестировать в низкорентабельный бизнес, пытаются избавиться от активов, продав их по завышенной оценке (что пока никому не удалось).

Ожидаемый приход крупных игроков из интернета и телекоминдустрии вдвойне усилит конкуренцию. Какая может быть речь о развитии если «невидимая рука рынка» и «свободная конкуренция» на дают ключевым игрокам сфокусироваться на самом важном – сделать массовым рынок легального контента путем вложения всех возможных ресурсов в его продвижение и дистрибуцию?

При этом мы должны помнить, что телевидение как традиционное медиа выполняет и ряд функций, которые, чаще всего, отсутствуют у нынешних онлайн-кинотеатров – показ социально-значимых программ, документальных фильмов, освещение событий национального масштаба и так далее. Текущие онлайн-кинотеатры – это развлекательные витрины, которые не несут социальной ответственности в широком смысле этого слова (за исключением соблюдения узкого набора законодательных норм).

С учетом доли потребления нелегального контента, есть резон утверждать, что возможным выходом из сложившейся ситуации является консолидация VOD рынка и формирования узкого пула «онлайн-кинотеатров лидеров», которые могли бы взять на себя роль первопроходцев инвестируя в массовое продвижение и дистрибуцию контента, а также соответствуя ожиданиям общества в области социальной ответственности и государственной безопасности.

Попытка консолидации рынка путём изменений в регулировании иностранного владения онлайн-кинотеатрами имела под собой чёткую основу – всего несколько лет назад подобным путём был консолидирован рынок платных телеканалов. В результате рынок обрёл стабильность, а интересы государства в области информационной безопасности были защищены.

Для соблюдения интересов всех связанных индустрией сторон, необходимо формирование дорожной карты развития отрасли онлайн-видео, которая сможет обеспечить прозрачность намерений государства, обязательства ключевых игроков по развитию рынка и меры, которые будут предприняты всеми участниками для окончательного и бесповоротного решения вопроса сокращения уровня пиратства и роста доли легального потребления онлайн-видео.

АВТОР: РОМАН ЩЕРБАК

Отправить ответ

avatar