ВОЙНА ЭКСКЛЮЗИВОВ

Об этом мало говорят вслух, но в последние месяцы на рынке онлайн-кинотеатров царит нервное напряжение. Руководители крупнейших онлайн-кинотеатров, по слухам, опасаются выхода на рынок новых игроков, прежде всего Яндекса. Именно в связи с этим, многие связывает массированные рекламные кампании онлайн-кинотеатров в ноябре и декабре.

Помимо этого, ходят слухи о том, что готовится ряд технологических новаций – крупнейшие игроки обновляют свои технологические платформы (которые в основном создавались 5-7 лет назад), добавляют линейные телеканалы в свои подписки и вступают в маркетинговые партнерства.

Самое же интересное творится на рынке контента – некоторые онлайн-кинотеатры стали опять (как и несколько лет назад) пытаться купить эксклюзивные права на определенные фильмы и сериалы. Например, ivi выкупили права на фильм «Ёлки новые» (последний из фильмов франшизы) и убрали его в подписку. Таким образом, зритель, желающий посмотреть фильм легально, вынужден покупать подписку ради одного просмотра фильма. Мягко говоря – это не совсем дружественный шаг по отношению к потребителям, ведь большинство не станет подписываться, а уйдет смотреть пиратскую версию. Таким образом, эксклюзивная сделка возможно и выгодна в краткосрочной перспективе правообладателю и онлайн-кинотеатру, но в долгосрочной идёт вразрез с логикой развития рынка и откровенно создаёт негативный прецедент.

Одна из самых больших бед нашего цифрового рынка в том, что многие российские продюсеры плохо разбираются и понимают новую цифровую реальность, и, вместо того чтобы осмотреться, склонны фокусироваться на получении максимального дохода здесь и сейчас. Еще один пример такого подхода – сериал «Троцкий», который был одновременно доступен за плату в подписке и бесплатно по рекламной модели. Очевидно, что с точки зрения потребителя подобная стратегия монетизации выглядит крайне неоднозначно.

В последние дни говорят, что борьба за эксклюзивы идёт чуть ли не за каждый российский фильм и стоимость прав составляет многие десятки миллионов рублей. Очевидно одно – подобная практика вряд ли служит цели максимально широкой дистрибуции легального контента.

В будущем, вероятно, на ситуацию повлияют изменения в антимонопольном законодательстве, действие которого до сих пор не распространяется на интеллектуальную собственность (по сути является естественной монополией). Такие изменения готовятся уже в этом году и, возможно, получив новые полномочия, ФАС сможет навести порядок на крайне непрозрачном рынке цифрового контента.

АВТОР: ЖАННА ФИЛЛИПОВА

Отправить ответ

avatar