Великая война: как киностудии борются с утечками и спойлерами

Издание The Guardian выяснило, для чего студии яростно защищают сценарии популярных шоу и кинофильмов и как это влияет на рейтинги проектов и отзывы в соцсетях.

Зачем нужна строгая секретность?

Борьба со спойлерами в 2019 году превратилась в причудливую пародию на шпионские фильмы. Актёрам раздают самоуничтожающиеся сценарии, технология борьбы с беспилотниками стоит на службе кинопроизводства, в график съёмок врезается время для фальшивых сцен, предназначенных для дезориентации охотников за подробностями вожделенного сюжета.

Сценарии для новых сериалов Amazon Prime разрабатываются следующим образом: группа писателей творит в обстановке строгой секретности, в бункере с затемненными окнами, попасть в который можно только по отпечатку пальца.

Меры, достойные охранных систем госучреждений или, если хотите, дорогих казино, выросли прямиком из бюджетов: проект Amazon по «Властелину колец» будет стоить $1 млрд.

Впрочем, скептики считают бункер и отпечатки пальцев лишними мерами, сравнивая труд сценаристов Amazon с «работой в разваливающемся советском государстве 80-х». Также скептики подчёркивают, что «секретность — мощный инструмент для возбуждения интереса аудитории к проекту». Новое шоу Amazon, в конце концов, основано на серии книг, выпущенных 85 лет назад и переживших несколько киноадаптаций.

Выясняется, что и рейтинги тут совершенно ни при чем: громкая и болезненная для шоураннеров и HBO утечка сценария седьмого сезона «Игры престолов» никак не сказалась на интересе аудитории и просмотрах.

При этом зрителям настырно внушают, что раскрытие даже самых незначительных подробностей сценария может испортить всё впечатление от просмотра. Но как в этой искусственно созданной антиспойлерной среде отличить утечку от просто любопытной детали?

Например, костюм персонажа на постере — это спойлер? Название эпизода? Встреча двух героев в трейлере? Трудно сказать наверняка: чёткого определения того, что является спойлером, а что нет, — не существует. Из-за желания фанатов отыскать в интернете любые подсказки к сюжету любимого шоу всё труднее становится сохранить что-либо в тайне.​

HBO и Amazon только-только начали понимать то, что гиганты вроде Disney и Marvel знают давно: секретность подогревает интерес и сводит негатив в соцсетях к минимуму, а также обеспечивает полный контроль над повествованием.

Не обязательно хранить сценарий каждого фильма или шоу за семью печатями, но для проектов засекреченность становится символом высокого статуса.

Как охраняли финальный сезон «Игры престолов»

В 2017 году сценарий седьмого сезона шоу целиком попал в интернет. Съёмки едва ли завершились, а поклонники уже знали все сюжетные повороты, включая финальные сцены. Из-за утечки в некоторых странах два первых эпизода случайно показали раньше премьеры.

Приступая к съёмкам последнего сезона, продюсеры едва ли не выстроили вокруг площадок защитные купола, окруженные колючей проволокой под напряжением. Возможно, если бы на съёмку одного эпизода выделяли не $15 млн, а $25 млн, были бы и купола, и проволока.

Николай Костер-Вальдау, исполнитель роли Джейме Ланнистера, рассказывал о «сумасшедших уровнях» секретности на площадке: более всего его поразили цифровые сценарии, которые исчезали с окончанием съёмок. Софи Тернер (Санса Старк) поведала об «убийцах дронов» на площадке в Северной Ирландии: специальные устройства отключали залетающие на территорию съёмок беспилотные аппараты охотников за спойлерами, заставляя их приземляться.

Удивительным образом летавшие над площадкой дроны всё же смогли снабдить фанатов спойлерами и, похоже, стали причиной коллапса в аэропорту Гатвик перед Рождеством, когда взлётную полосу закрыли и тысячи пассажиров ждали, пока проблема разрешится.

Эмилия Кларк (Дейенерис Таргариен) от души посмеялась над мерами безопасности, выпустив шуточный ролик, в котором попыталась провести экскурсию для фанатов по съёмочной площадке и не преуспела. Даже попытка показать в камеру сценарий шоу — бумажный — не увенчалась успехом.

Разумеется, все члены съёмочной группы, включая самых незаметных статистов, подписали строжайшее NDA, пренебрежение которым грозило стереть в прах все их планы на дальнейшую кинокарьеру.

The Guardian, ссылаясь на осведомлённого источника, занимавшегося съёмками «Игры престолов» несколько лет, сообщает, что строгий контроль над информацией о сценарии появился из-за того, что медиа игнорировали условия эмбарго. К примеру, после премьеры пятого сезона, состоявшейся в лондонском Тауэре, детали сюжета первого эпизода появились на Reddit почти моментально.

«Игра престолов» съела собаку на саморекламе. Как и у фильмов Marvel, у неё есть своя фан-база, которая обязательно посмотрит шоу и автоматически поможет в его продвижении с помощью шеринга тизеров и трейлеров. Раскрытие дополнительной информации может навредить», — объясняет источник. С другой стороны, если какие-то подробности всё же просачиваются, то только по желанию создателей шоу, а медиаресурсы на это покупаются.

Как охраняли детали фильма «Мстители: Финал»?

Киноиндустрия ведёт борьбу с утечками давно и порой успешно. Неудачи случаются. Например, в 2014 году произошла утечка сценария «Омерзительной восьмёрки» Квентина Тарантино. Режиссёр был в ярости и даже отказался снимать фильм, но в итоге «Восьмёрка» вышла в прокат.

Студии-гиганты ведут себя осторожнее. Marvel Studios, входящая в Disney, усердно работала, чтобы детали фильма «Мстители: Финал» — заключительной части франшизы — не были раскрыты до премьеры. Тем не менее в конце прошлого года на Reddit появился якобы слитый сценарий картины, который тут же подхватили все заинтересованные СМИ и распространили по миру.

Работа над экранизацией популярных комиксов, как и экранизацией романов, требует от сценаристов невиданной находчивости. Поклонникам прекрасно известны сюжетные арки каждого персонажа, поэтому предсказать, что покажут в фильме, зачастую не составляет труда. Тем не менее создателям супергеройского кино иногда удаётся удивить зрителя — это случилось, например, с финалом фильма «Мстители: Война бесконечности».

Режиссеры братья Руссо во время подготовки сиквела старались соблюдать меры предосторожности, но утечки всё равно происходили. Актриса Гвинет Пэлтроу, исполнительница роли Пэппер Поттс, опубликовала в инстаграме фотографию в костюме от Тони Старка, поспешно её удалив. Снимок разошёлся по Сети, фанаты тут же определили тип брони и предположили, что Поттс присоединится к команде супергероев.

Однако теории остаются теориями. Закрытые площадки, где создаётся последняя глава франшизы, не позволяют выудить детали сюжета с помощью дронов, а съёмочная группа, скованная условиями NDA, не распространяется о производственном процессе. Известно, что режиссёры Руссо обошлись без раздачи актёрам​ самоуничтожающихся сценариев и использовали другие уловки.

Роберт Дауни — младший (Тони Старк) рассказывал, что участвовал в написании фальшивых сцен специально для Тома Холланда (Питер Паркер), которому студия не доверяет — актёр не раз проговаривался о сюжетных поворотах в интервью.

Недавно выяснилось, что на съёмках одной из сцен Холланду даже не сказали, с каким CGI-персонажем сражается его Человек-паук.

«Мы прилагаем много усилий, чтобы никто не узнал настоящий сюжет фильма. Все актёры получили фейковые сценарии. Очень мало кто видел сам фильм. Мы никому не можем доверять. В первую очередь — Тому Холланду, — признался Джо Руссо. — Мы думаем, что актёрам лучше читать фальшивый сценарий с фейковым финалом, потому что в противном случае давление на них будет слишком высоким. Зная, что произойдёт в фильме, им придётся скрывать это».

Исполнительница роли Небулы, Карен Гиллан, рассказывала, что каждый актёр получал сцены только со своим персонажем, поэтому она знала сюжетную линию только лишь Небулы и оставалась в неведении насчёт судьбы других героев. «Режиссёры объясняют нам контекст. Это всё, что нам доступно. В целом я не знаю, о чём будет фильм», — добавила Гиллан.

Трейлеры к «Финалу», вышедшие в этом месяце, наверняка содержат специально отснятые для промокампании сцены, как это уже было с «Войной бесконечности».

Возможно, в ближайшем будущем киностудии и телеканалы обзаведутся слаженным механизмом борьбы с утечками и спойлерами на этапе производства фильмов и сериалов.

Хитроумные методы защиты сценариев, что использовались на съёмках «Игры престолов», а также трюки с фейковыми сюжетами для актёров, применённые авторами «Мстителей», создают необходимый дополнительный шум вокруг проектов.

В конце концов, больше всего студии боятся не утечек, а ослабления или потери зрительского интереса. Производство новых сезонов или сиквелов занимает годы, и антиспойлерные меры органично вливаются в промокампанию, запуская крючки в поклонников и завоёвывая новую аудиторию. Вероятно, именно для этого и нужна изобретательная борьба со спойлерами.

ИСТОЧНИК: РБК Стиль

Отправить ответ

avatar