ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ PAYWALL

Россию принято считать исключением на глобальном VOD рынке, потому что у нас очень скромная доля подписки в общем объеме VOD бизнеса. Причина тому, что мы второй по дешевизне транзакционный рынок мира (после Китая) и у нас наблюдается дисбаланс между ценообразованием на транзакционную и подписную модели.

Так что же происходит на самом дешевом транзакционном рынке мира – Китае?

Еще пару лет назад количество SVOD подписчиков не превышали нескольких процентов от общего количества потребляющих цифровой контент онлайн. Только за прошлый год прирост составил 80%(!), а в ближайшие несколько лет скорее всего несколько десятков процентов в год и общее количество подписчиков достигнет рекордных 230+ млн. человек. Общий же уровень проникновения по прогнозам к 2020 году вырастет до 40% от всех потребителей онлайн-видео. Почему же в России не происходит подобного, а суммарная база SVOD подписчиков не превышает 1 млн. человек (то есть меньше 1% от населения страны и нескольких процентов от всех потребляющих видео в сети)?

Помимо антипиратской повестки, которую китайским властям удалось реализовать несколько лет назад, очень важную роль играет ценообразование. Подписка в Китае стоит порядка 15-25 юаней, то есть 130-220 рублей в месяц. Это примерно равно стоимости аренды двух фильмов по транзакционной модели, что сопоставимо с логикой ценообразования в других странах. При этом в Китае очень сильны местные производители контента, а приток контента из-за рубежа активно ограничивается (совсем недавно власти Китая внедрили что-то похожее на «прокатные удостоверения» для цифровой среды).

Какого же положение с ценообразованием в России? Цена аренды фильма 2-3 летней давности составляет от 50 до 120 рублей (в SD качестве), следовательно, и подписка должна стоить порядка 100-250 рублей в месяц. При этом существующие сервисы подписки вроде Амедиатеки или Start.Ru берут со своих пользователей от 300 до 600 рублей в месяц. Очевидно, что с такими ценами набрать массовую базу онлайн-кинотеатрам крайне сложно. Проблема, по всей видимости, кроется в том, что никто из текущих инвесторов в российские онлайн-кинотеатры не готов рискнуть инвестициями в контент и маркетинг, дабы построить по-настоящему массовую «народную» платформу.

В Китае же подписная база, состоящая из десятка миллионов пользователей, скорее всего, позволит уже в этом году сервису iQiyi (помимо прочего эксклюзивный лицензиат Netflix в Китае и подразделение поисковика Baidu) выйти на IPO с капитализацией в $8-10 млрд. Интересно, что iQiyi одна из нескольких подобных платформ, а значит потенциальная капитализация VOD рынка Китая может составить несколько десятков миллиардов долларов.

АВТОР: РОМАН ЩЕРБАК

Отправить ответ

avatar