В России вступило в силу Пекинское соглашение в сфере интеллектуальной собственности, которое предполагает расширенные права актёров, танцовщиков и музыкантов на вознаграждение за исполнение произведений с их участием.Новый порядок может быть распространен и на интернет-контент, и в этом случае онлайн-видеосервисам придется платить Российскому авторскому обществу (РАО), предупреждают эксперты. Пока такой практики в Гражданском кодексе (ГК) не предусмотрено, в случае её лоббирования интернет-индустрия будет сопротивляться, обещают участники рынка.
Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям вступил в силу 28 апреля, сообщило представительство Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) в России. Он расширяет права исполнителей произведений на результат их труда и предполагает, что они получат имущественные права на воспроизведение аудиовизуальных записей со своим участием.
Это открывает возможность для актёров, музыкантов, танцовщиков и других исполнителей помимо разового гонорара претендовать на вознаграждение за каждую трансляцию, объясняет заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семёнов.
«В случае с кино договор предоставляет присоединившимся государствам возможность предоставлять право на получение артистами вознаграждения за свою роль не один раз при съёмке, как это обычно бывает, а каждый раз при показе фильма»,— поясняет он. Пекинский договор был принят в 2012 году и вступил в силу после ратификации 30-й страной; Россия ратифицировала его в 2015-м.
Многие исполнители живут от заказа к заказу, расширение прав особенно важно в условиях пандемии, когда многие творческие проекты остановлены, указано на сайте WIPO. Пекинский договор даёт право собирать авторские вознаграждения в том числе с интернет-площадок, добавляет Анатолий Семёнов. По его словам, такое расширение на руку не только российским артистам, но и организациям по коллективному управлению правами (ОКУП) вроде РАО, но только если в ГК будут внесены соответствующие поправки и ОКУП получит аккредитацию от Минкульта на сбор вознаграждения с кинотеатров, онлайн-кинотеатров, телеканалов и кабельных операторов. В РАО не смогли оперативно предоставить комментарий.
Сейчас ГК не относит интернет к сфере коллективного управления правами, и предпосылок для изменений нет, настаивает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
«Коллективное управление применяется там, где затруднены другие способы управления правами и сложно оценить количество исполнений, например, при проигрывании музыки в кафе. В интернете же все факты воспроизведения фиксируются, и есть система вознаграждений»,— продолжает он, указывая на контракты между правообладателями и стриминговыми сервисами. Если ОКУП будут настаивать на взимании авторских сборов и в интернете, они встретят со стороны всей индустрии жесткое противодействие, заверил господин Бырдин.
Для России положения Пекинского договора носят обязательный характер, хотя в нашей стране признаётся главенство именно российских законов в случае возникновения противоречий, указывает партнёр юридической компании «Нафко» Павел Иккерт. Россия участвует практически во всех международных соглашениях по защите авторских и исключительных прав, поэтому ГК и федеральные законы уже обеспечивают защиту в том числе прав актёров, музыкантов и иных артистов, считает эксперт. По его мнению, вступление в силу Пекинского договора на практике в первую очередь будет означать, что исполнитель не может быть ущемлён в правах при заключении с ним контракта в любой из стран, присоединившихся к соглашению.
ИСТОЧНИК: Ъ
Отправить ответ