Новое десятилетие, новый кодек

Те, кто работает в сфере телевизионного вещания, знают, что раз в десять лет появляется новая схема сжатия видео, которая обеспечивает ещё большую эффективность по сравнению с предыдущими поколениями.

MPEG-2 удерживал трон в течение 1990-х, H.264 (AVC) занимал центральное место в середине 2000-х годов, затем с 2012 года H.265 (HEVC) обещал свергнуть всех остальных, но до сих пор не смог получить звание самого распространённого кодека. И это не связано с технической надежностью кодека — HEVC, бесспорно, вместе с операторами платного ТВ и стриминговыми медиасервисами набирает силу, с возникновением 4K UHD, делающим его всё более привлекательным — но HEVC продолжает быть обременённым трудными условиями лицензирования, которые делают его использование проблематичным и потенциально дорогостоящим для видеосервисов и производителей продуктов. Учитывая, что UHD на развитых рынках быстро становится обычным явлением, отрасль вновь ищет альтернативные кодеки, которые обеспечивают ещё большую эффективность сжатия видео.

Наследник HEVC находится в стадии активной разработки. Стандарт, известный как VVC (Versatile Video Coding), должен появится в октябре 2020 года и, вероятно, будет утвержден как H.266 (VVC). Рабочий Проект 3 спецификации VVC был выпущен в октябре 2018 года, поэтому работа по стандартизации явно идёт по плану. Тем не менее, модель лицензирования для VVC остаётся неясной до момента, пока стандарт не будет завершён и не будут финализированы основные функции кодека. Media Coding Industry Forum, образованный в сентябре 2018 года, работает над тем, чтобы избежать проблематичной патентной ситуации, которая до настоящего времени мешала широкому использованию HEVC в индустрии.

Тем временем, AV1 считается естественным последователем VP9, разработанного и продвигаемого Alliance for Open Media. Статус без лицензионных платежей даёт возможность интегрировать программные декодеры для AV1 в основные веб-браузеры и программы, такие как VideoLAN, поэтому развитие возможно на ПК. Аппаратные декодеры для AV1 пока недоступны. Кодирование в AV1 в настоящее время требует значительно больше ресурсов процессора, чем HEVC, и, кроме того, улучшенное качество видео может быть незаметным для большинства зрителей. Скорость кодирования повысится с появлением профессиональных AV1-кодеров, в отличие от VVC, который, как утверждают отраслевые эксперты, увеличивает степень сложности кодирования только в четыре раза по сравнению с его предшественником, HEVC. Таким образом, остаются вопросы относительно принятия AV1 для всех, кроме крупнейших SVОD-провайдеров, потому что экономия в битрейтах для снижения затрат на распространение может не оправдывать перекодирование обширных медиабиблиотек; YouTube, Netflix и Facebook активно участвовали в тестировании AV1.

Альтернативы, такие как XVC (Extreme Video Coding) от Divideon, пытаются избежать патентных проблем, позволяя включать различные инструменты кодирования и схемы сжатия в зависимости от индивидуальных условий лицензирования. Считается, что XVC превосходит по рабочим характеристикам как AV1, так и HEVC, но вообще считается аутсайдером в отрасли. XVC мог бы быть жизнеспособным выбором для продуктов, где декодирование может быть выполнено полностью на программном уровне; но аппаратные декодеры — ключ для обеспечения более широкого использования, и есть опасения относительно того, можно ли изменить патентованную технологию в фиксированной реализации, если условия лицензирования станут неблагоприятными.

Кодеки, принятые в вещательной индустрии, используют аппаратное ускорение внутри системы в микросхеме (SoC), что снимает нагрузку для обработки с основного процессора, освобождая его для других задач, таких как работа операционной системы. Аппаратные декодеры имеют жизненно важное значение для применения кодеков в приставках и цифровых ТВ, в то время как программное декодирование осуществимо в таких продуктах, как смартфоны и ПК, имеющих более производительные процессоры.

Сложно сказать, какой кодек станет победителем на 2020-е годы; вполне вероятно, что каждый из них может получить широкое распространение, поскольку вещатели могут предпочесть VVC, а стриминговые сервисы могут использовать XVC или AV1. Рынку нужен кодек, который обеспечивает высокую эффективность сжатия, разумную сложность кодирования, широкую поддержку декодеров и прозрачную схему лицензирования. Каким бы ни был результат, изменения в кодеках положительны для индустрии цифрового ТВ, потому что они дают начало циклам замены STB и ТВ, поскольку вещатели и SVOD-провайдеры начинают использовать преимущества улучшенных схем сжатия. Futuresource прогнозирует, что этот переход начнётся в начале 2022 года, поскольку VVC и AV1 становятся всё более доступными в аппаратной реализации SoC.

ИСТОЧНИК: Videonet

Отправить ответ

avatar