Медиамагнаты обошли пиратов

В России впервые снизились темпы роста пиратского трафика в интернете. Если раньше он был на уровне более 20%, то по итогам 2018 года. составил 10%. При этом трафик на легальные кинотеатры вырос четырёхкратно. Отрасль констатировала, что положительных результатов удалось достичь благодаря действию «антипиратского меморандума».

На прошедшем на прошлой неделе Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019) прошла дискуссия на тему: «Саморегулирование vs. государственный контроль. Как стимулировать потребление легального контента?», где представители производителей контента, правообладателей, ИТ-компаний, операторов связи и регулятор обсудили результаты действия подписанного в ноябре прошлого года «антипиратского меморандума».

Генеральный директор Group-IB Илья Сачков констатировал, что в этом году в России впервые снизился до 10% рост пиратского трафика в интернете. Для сравнения, в прошлом году он достигал 12%, а до этого находился на уровне не менее 20%.

На текущий момент выявлено 330 тыс. пиратских ресурсов, которые были удалены из поисковой выдачи «Яндекса», отчитался глава Роскомнадзора Александр Жаров. По данным «Яндекса», трафик на легальные кинотеатры вырос в четыре раза с момента подписания меморандума. Мосгорсуд уже вынес 540 решений, на основании которых заблокировано 2300 пиратских ресурсов.

По данным регулятора, все учтённые ресурсы последовательно теряли рекламу — от 50 до 90%. «Например, RuTracker, который многие продолжают смотреть через VPN, потерял 80% рекламы», — поделился цифрами Александр Жаров. Дело в том, что пиратство существует за счёт объединения нелегальных бизнесов, пояснил он. В качестве примера он привел рекламу пиратских онлайн-кинотеатров казино Azino 777 («Азино три топора»). По итогам первого квартала 2019 года Azino 777 заняло только 60-е место в списке крупнейших заказчиков видеорекламы на десктопах, фиксировало Mediascope. Доля этого рекламодателя в общих показах видеорекламы (с учётом саморекламы) в январе—марте этого года равнялась только 0,3%. Тогда как годом ранее Azino 777 с большим отрывом от конкурентов занимало первую строчку с 6,7%.

Генеральный директор ООО «СТС Медиа» Вячеслав Муругов отметил, что активы «Национальной Медиа Группы» и «СТС Медиа» подали в общей сложности более 300 тыс. заявок на пиратские ссылки, и увидели положительный эффект. «Раньше, когда сопоставимые «Льду» и «Притяжению» фильмы выходили, мы в первый уикенд каждый час теряли по 10 млн руб.», — сказал он.

Участники дискуссии уверяли собравшихся в том, что положительных результатов удалось достичь благодаря действию «антипиратского меморандума». На основе подписанного документа отрасль уже подготовила законопроект. По словам Александра Жарова, он находится в высокой степени готовности. «Я думаю, что в начале осенней сессии мы внесем его в Госдуму. Принятие нового закона мы ожидаем до конца года», — поделился планами он.

Пираты не остановились

Президент «Медиа-коммуникационного союза» (МКС) Михаил Демин констатировал рост рынка платежей за контент. Он сослался на данные «ТМТ-Консалтинг», Telecom Daily и EY, согласно которым по итогам 2018 года платежи за видеоконтент превысили 100 млрд руб. против 92 млрд руб. в 2017 году.

С другой стороны, МКС отмечает, что нелегальное потребление является одним из существенных факторов ограничения роста рынка. Только во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году было зафиксировано 27 тыс. точек раздачи пиратского трафика, тогда как легальных правообладателей было только три. «Действующие механизмы позволяют блокировать контент в течение 6 часов. Очевидно, что руками это заблокировать невозможно, поэтому нужно действенное техническое решение, подкрепленное законодательной базой», — сказал он.

Его поддержал заместитель генерального директора АО «Газпром-медиа Холдинг» Алексей Краснов. Холдинг ведет 11 тыс. часов прямых трансляций в год, подчеркнул он. По признанию замглавы ГМХ, практически в 100% случаев это пиратится. «Очевидно, что перекрывать такие каналы через 6 часов после прямого эфира не имеет смысла, — сетует Алексей Краснов. — В этом направлении мы надеемся на помощь МКС и Роскомнадзора. Ведь права на спортивные трансляции становятся с каждым годом все дороже и дороже». Для производителей контента борьба с пиратством, в первую очередь, защита инвестиций, продолжает Алексей Краснов. Распространение нелегального контента ведёт к тому, что десятки миллиардов рублей ежегодно утекают в руки преступников.

По прогнозам ivi, в 2020 году уже треть медийного рынка в области видеопотребления будет представлять собой интернет- или онлайн-видео. Генеральный директор ivi Олег Туманов, опираясь на данные Фонда Кино, ComScore, Telecom Daily и J’son & Partners, сообщил, что российский рынок OTT VOD занимает всего 0,4% от мирового ($300 млн против $68,7 млрд). В то же время кинопрокат занимает в пять раз большую долю на мировом рынке по сравнению с OTT VOD. На Россию в мировом кинопрокате ($41,7 млрд) приходится почти 2% ($800 млн). Олег Туманов отмечает, что эти цифры как раз показывают цену пиратства в России. «Эта пятикратная разница фактически может быть аттрибутирована пиратством в России», — поясняет он.

Президент Ассоциации корейского мобильного интернет-бизнеса MOIBA Ко Жан поднял важную проблему с нелегальным использованием контента в своей стране. По его словам, YouTube никак не фильтрует нелегальный контент и не соблюдает рекомендации правительства Южной Кореи по фильтрации. Эту проблему в России тоже предстоит решить. Александр Жаров отметил, что разрабатываемый законопроект обяжет и иностранные площадки зеркально соблюдать предлагаемые меры.

Хотя доля трафика с Яндекса благодаря участию в «антипиратском меморандуме» на пиратские сайты снизилась на четверть (на текущий момент она составляет 15% всего трафика), одновременно с этим трафик с других источников (соцсети и мессенджеры) на пиратские сайты вырос на 44%, следует из исследования Яндекс и Similar Web. Илья Сачков также предупреждает, что пираты вовсе не остановились. По данным Group-IB они нашли новую точку роста — мобильные устройства. В результате доля потребления пиратского контента с мобильных устройств выросла с 23% до 31%.

Генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст отметил, что в Германии порядка 80-90% легальных просмотров, в Великобритании — 50%, а в России — около 10%. Даже по самым оптимистичным признаниям самих интернет-площадок, они контролируют лишь четверть аудиовизуального контента в онлайне. Поисковые системы на сегодняшний момент выдают 75% пиратского трафика. Константин Эрнст признался, что только за один день нашёл 54 пиратских копии сериала «Чернобыль» производства HBO. «Надо признать, что пока мы не можем переломить негативный тренд у пользователей, предпочитающих ворованный контент, — посетовал он. — Трудно побороть убежденность людей в том, что «искусство принадлежит народу», и поэтому оно должно быть бесплатным».

«Три топора» и «три головы»

Для того, чтобы отвоевать у пиратов хотя бы половину аудивизуального рынка, Константин Эрнст предложил комбинированные меры. По его мнению, легальный аудиовизуальный сектор должен быть таким же прозрачным, как кинотеатральный рынок, где государственная система ЕАИС (Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах) собирает сведения о работе кинотеатров в различных уголках страны.

Минкульт уже подготовил и опубликовал проект поправок в ФЗ «О государственной поддержке кинематографа РФ», который предлагает приравнять интернет-кинозалы к обычным кинотеатрам и обязать их отчитываться в ЕАИС или в параллельной системе, напомнил он. «Это начинание пропадет втуне, если не использовать шанс, который она предоставляет по поисковым системам для автоматического определения пиратских сайтов, — сказал он. — Если у тебя стоит законом поставленный счётчик и ты показываешь аудиовизуальный продукт, то тебя выдает поисковик, а если у тебя этого нет — ты пират». Он предложил внести эту поправку в готовящийся закон.

Однако для того, чтобы победить пиратов недостаточно лишить их трафика. Константин Эрнст предлагает лишить их финансирования. «Сейчас основной источник для доходов преступников — реклама казино. Блокировка сайтов с рекламой казино необходимая мера. Это существующий проект поправок в 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающий внесение рекламы казино в перечень запрещенной на территории РФ, — выступил с инициативой он. — Если проект поправок будет внесен в Госдуму в ближайшее время, синергетический эффект всех этих действий даст серьезный результат».

Ещё одна серьёзная, но не проработанная тема — это подключение к борьбе операторов связи, продолжил глава «Первого канала». Речь идёт о пяти крупных CDN — хранилищах, расположенных за пределами РФ, от которых «запитываются» все витрины разнообразных пиратских сайтов. «При наличии экономического интереса или политической воли операторы связи могут легко заблокировать вход в страну пиратского контента, распространяемого этими CDN-площадками», — уверен Константин Эрнст.

Говоря о решении проблемы пиратства, Илья Сачков назвал «три головы», которые нужно «отрубить» «тремя топорами». «Пиратство держится на трёх вещах: трафик, контент и монетизация», — перечислил он. По трафику и контенту нужно «бить» включением в борьбу операторов связи. «Операторы связи способны блокировать CDN текущим оборудованием. Соответственно, нужно установить владельцев CDN-ресурсов и привлекать к уголовной ответственности», — сказал он. В части монетизации Илья Сачков предложил объединиться и не только удалять рекламу, но и устанавливать владельцев нелегальных рекламных площадок. Глава Group-IB предложил собравшимся свою помощь с поиском указанной информации. Далее полиция сможет «ударить уголовным мечом» по недобросовестным рекламщикам и пиратам. «Я предлагаю от ссылок переходить к конкретным людям», — сказал Илья Сачков.

Вице-президент по маркетингу ПАО «МТС» Вячеслав Николаев поддержал озвученные мероприятия, призванные снизить долю нелегального трафика. Но в отличие от специалиста Group-IB он рекомендовал сделать упор на стимулирование потребления легального контента, а не на «карательные» меры. Для аудитории важен контент и удобство его потребления, полагает вице-президент МТС. Именно это будет толчком для выработки у аудитории привычки платить за контент. «Морковка тоже должна быть, а не только кнут, — метафорично выразился Вячеслав Николаев. — Поэтому я призываю всех нас работать над тем, чтобы морковка была лучше».

Член управляющего комитета Rambler Group, независимый член совета директоров «РТ-Развитие бизнеса» Екатерина Лапшина также поддержала тезисы, касающиеся закрепления в общеотраслевом регулировании усиления ответственности за пиратство. Причём акцентировать внимание она предложила не на блокировке конкретных ссылок, а доменов. В противном случае получается «гонка за своим хвостом», когда пиратские ссылки с ресурса плодятся вновь и вновь и распространяются в разных средах, обозначила проблему она.

Кроме того, Екатерина Лапшина согласилась с коллегой из МТС по поводу того, что нужно формировать ценность продуктового предложения. «Момент создания ценности заключается не только в оригинальности контента, но и в user experience, usability, простоте подключения сервиса и возможности доступа с любого устройства», — перечислила она. Такой подход уже практикуется в Южной Корее. Госучреждения проводят постоянную работу по информированию населения о важности использования легального контента, чтобы они воспринимали просмотр фильма как вещь/товар.

По данным внутреннего опроса компании, на которое сослалась Екатерина Лапшина, на вопрос о том, почему пользователи не платят за контент, большинство из них (80%) отвечали, что их всё устраивает в бесплатном просмотре. Одновременно с этим 40% пользователей готовы платить за услугу при условии, что их устроит цена. Больше половины пользователей вообще заявили о том, что не различают легальные и нелегальные ресурсы. Для решения этой проблемы в Южной Корее легальный контент стали помечать специальным значком «Копирайт ОК». Соответственно, пользователи понимают, какой контент легален, а какой нет.

По мнению Екатерины Лапшиной, «три головы», которые стоит отрубить — это создание ценности, информирование и усиление мер по борьбе (начиная от операторов связи до рекламодателей и любых саморегулируемых организаций, которые могут на это влиять)«, — подчеркнула она.

Генеральный директор НП «Национальная федерация музыкальной индустрии» Леонид Агронов придерживается мнения, что сам факт противодействия пиратству стимулирует преступников искать другие способы «достучаться» до аудитории и предложить им ворованный контент. «Мы все понимаем, что легальных игроков в разы меньше, чем нелегальных. Мало того, нелегальные игроки плодятся со скоростью спроса», — отметил он. Леонид Агронов выступил с инициативой создать «белый список» легальных ресурсов. «Меморандум закладывает хорошую базу под создание инфраструктуры «белых списков» легальных ресурсов. Я бы предложил этот вариант в качестве решения пиратской проблемы», — заявил он.

По мнению Александра Жарова, нужно сделать так, чтобы рынок стал для преступников неинтересным с точки зрения денег и опасным с точки зрения преследования. В качестве девиза борьбы с пиратством он взял название фильма Гая Ричи, перефразировав его в «Трафик, деньги, два ствола». Константин Эрнст поправил Александра Жарова: «Новый закон — первая позиция, счетчики — вторая позиция, лишение возможности размещения рекламы пиратами — третья позиция, — перечислил он. — Это три топора, которые должны нами быть подняты и опущены».

ИСТОЧНИК: Comnews

Отправить ответ

avatar