По данным нового исследования, проведённого Price Waterhouse (PwC) по заказу The Hollywood Reporter, выручка китайских кинотеатров обгонит по объёму американские в течение ближайшего года; эта динамика изменит не только рынок сбыта, но и принципы производства.
В 2020 году Китай станет мировым лидером по посещаемости кинотеатров, в то время как на международном OTT-рынке будет наблюдаться мощный рост, а аудитория традиционного ТВ и домашних кинотеатров продолжит уменьшаться.
Век мирового господства американского кинематографа, начавшийся благодаря Дэвиду Гриффиту, Дэрилу Зануку и Чарли Чаплину, не завершится в этом году: выручка кинотеатров Китая составит $11,05 млрд, в США — $12,11 млрд. Но уже в 2020 году это соотношение будет $12,28 млрд и $11,93 млрд соответственно; в обозримом будущем Китай продолжит занимать лидерскую позицию по кассовым сборам.
Население Китая сегодня составляет 1,4 млрд человек, США — 328,9 млн. Начиная с 2015 года в Китае продавалось больше билетов в кинотеатры, чем в любой стране мира, но именно в следующем году случится эпохальное: страна станет первой не только по количеству билетов, но и по объёму выручки. Эксперт PwC Си Джей Банга отмечает, что рынок кинопроката продолжит расти — в США до 2023 года на 4% в год несмотря на рост потребления онлайн-видео.
Американский OTT-рынок будет активно развиваться за пределами США, где местная аудитория стриминговых сервисов будет расти на 10% в год: чтобы конкурировать с Netflix новые сервисы от Disney, WarnerMedia, NBCUniversal и других студий будут осваивать зарубежные рынки; общемировой рынок OTT будет расти на 14% ежегодно.
Количество подписчиков Netflix в апреле составляло 149 млн, но рост аудитории платформы в последнее время замедлился — из-за перенасыщения американского стримингового рынка и успехов местных конкурентов, таких как Amazon, CBS All Access, HBO Now и Hulu. Netflix постепенно теряет преимущества первого крупного игрока рынка, и эта тенденция усилится. Сервис Disney+, в каталоге которого будет, в частности, продукция 21st Century Fox, запустят 12 ноября, и это, по мнению экспертов PwC, станет началом крупных перемен на рынке видеостриминга.
Учитывая объём населения и общий рост благосостояния потребителей, можно говорить о появлении в Китае пользователей среднего класса и близких по заработку к этой категории пользователей — тех кто может позволить себе и своей семье регулярные походы в кино и платные подписки на стриминговые сервисы. В последние несколько лет голливудские компании переосмысливают принципы дистрибуции, понимая, что международный рынок не менее важен для успеха картины, чем внутренний — и не в последнюю очередь огромный рынок Китая. Нередко случается так, что американский фильм, собравший кассу на родине, проваливается в зарубежном прокате, и наоборот — что влияет на общие мировые сборы.
Меняется не только дистрибуция но и маркетинг, и многие аспекты производства, и хороший пример тому — судьба проката фильма 2012 года «Неуловимые» (римейк картины «Красный рассвет» 1984 года). По сюжету оригинального фильма, группа американских студентов сражается с русскими и кубинскими захватчиками в декорациях вымышленной, но правдоподобной по состоянию на период Холодной войны, Третьей Мировой. Авторы римейка приняли опрометчивое решение перенести место действия в Тихоокеанский Северо-Запад, а на роль захватчиков назначить китайцев — а затем, в совсем уж абсурдном порыве, заменили китайцев на северных корейцев (чтобы не оскорбить китайских кинозрителей). Фильм оказался настолько слаб и нелогичен, что его всё равно не пустили в китайский прокат, и американские киноделы и маркетологи получили ценный урок.
Помимо потребления киноконтента Китай начнет быть более заметен на мировом кинорынке и как производитель. В большой мере китайское кино будет рассчитано на родную аудиторию — подобно «болливудской» продукции в Индии. Но и фильмы для зарубежного рынка начнут выходить, учитывая развитие в Китае киноиндустрии и рынка авторских прав.
Аналитики с интересом наблюдают за изменениями на рынке кинопроката и предсказывают, что влияние зарубежных рынков на американское кинопроизводство продолжится, и мы, как кинозрители, увидим эти изменения в ближайшие годы.
ИСТОЧНИК: Outside the Beltway
Отправить ответ