DELOITTE: ПРЯМОЙ ЭФИР ПРОЦВЕТАЕТ В ОНЛАЙН-МИРЕ

Международная сеть компаний Deloitte, подготовила отчет о возможностях трансформации и развития медиа и телекоммуникаций на 2018 год. RUVOD решил поделиться некоторыми любопытными данными по прогнозам, относящимся к развитию рынка цифрового видео.

По прогнозам международной сети Deloitte, в 2018 году доход от трансляций и освещения мероприятий в режиме реального времени превысит $545 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1%. Ожидается, что основная часть выручки ($537 млрд. или 98,5%) придется на традиционные сегменты, а остальная — на потоковое вещание и киберспорт.

Рынок прямых трансляций по-прежнему процветает, несмотря на растущие возможности потребления контента по запросу или в случае освещения мероприятий контента, создающего эффект удаленного присутствия. Даже сегодня, когда СМИ зачастую работают под девизом «что угодно, когда угодно и где угодно», режим онлайн остается предпочтительным благодаря эффекту присутствия и удобству просмотра. Во многих отношениях цифровые технологии сделали контент, транслируемый в режиме реального времени, более продуктивным и выгодным.

Ожидается, что в 2018 году на прямые трансляции теле- и радиопередач придется 72% всей выручки от прямых трансляций, а наибольшая выручка ($358 млрд.) будет получена в сегменте прямых телетрансляций от рекламы и подписок. По прогнозам, в 2018 году на ТВ-рекламу придется $188 млрд., а доходы в сегменте платного телевидения составят $170 млрд. Мы отнесли 85% от объема прогнозируемой выручки в сегменте платного телевидения ($200 млрд.) к выручке от прямых трансляций исходя из оценки доли последних в домохозяйствах с цифровыми видеомагнитофонами на выбранных рынках.

Прямые ТВ-трансляции

Хотя количество минут ежедневных просмотров прямых ТВ-трансляций среди молодежи на некоторых рынках продолжает снижаться, доля просмотров прямых трансляций в целом остается существенной. Данная тенденция сохраняется, несмотря на стабильный рост числа подписчиков на видео по запросу, которое, по прогнозам, достигнет 375 млн. в мире в 2018 году; доступность цифровых видеомагнитофонов, имеющихся сегодня у большинства домохозяйств на таких рынках, как США, Великобритания и Бельгия; распространение «умного» ТВ (Smart TV) со встроенной функцией видео по запросу.

В США, где две трети зрителей имеют доступ к цифровым видеомагнитофонам, среднее время просмотра прямых ТВ-трансляций среди взрослого населения снизилось в первом квартале 2017 года на 10 минут по сравнению с первым кварталом 2016 года, составив 261 минуту. Суммарное сокращение составило 2,5 млрд. минут (41,6 млн. часов) на 250 млн. человек взрослого населения. При этом просмотры прямых ТВ-трансляций в США составляли 65,1 млрд. минут (1,1 млрд. часов) в день и 101 млрд. часов за квартал, что, возможно, объясняет сохраняющуюся привлекательность ТВ для рекламодателей.

Цифровые платформы позволяют просматривать контент по запросу, но также могут быть использованы и для осуществления прямой трансляции контента. Мы ожидаем, что в 2018 году цифровые платформы по-прежнему будут использоваться для прямых трансляций, как и в 2017 году.

• Компания Amazon приобрела права на потоковое вещание 10 игр «Национальная футбольная лига в четверг вечером» на рынке США. Передачи будут доступны премиальным подписчикам и будут также показаны по ТВ. В Великобритании Amazon запустила Amazon Channels — пакет каналов, транслирующих в прямом эфире контент, принадлежащий Discovery, ITV, Eurosport, MGM и другим компаниям. Эти программы наряду с контентом по запросу и дополнительной платой включены в пакет Amazon Prime.

• Компания Twitter, обеспечившая потоковую трансляцию в прямом эфире 10 игр Национальной футбольной лиги в 2016 году, сообщила в мае 2017 года о подписании контрактов на трансляцию в прямом эфире 16 событий, включая концерты, спортивные соревнования и художественные постановки. Кроме того, Twitter заключила договор о сотрудничестве с британской BBC для прямой трансляции пяти специальных выпусков, посвященных выборам.

• YouTube совместно с BT Sport предложила провести трансляцию нескольких матчей Лиги чемпионов УЕФА по футболу, включая финал.

• В 2017 году Facebook провел прямую трансляцию 20 бейсбольных игр и 46 футбольных матчей в Мексике для аудитории в США с помощью платформы Facebook Live.

• В США видеосервис Hulu, предоставляющий услуги подписки на видео по запросу с 2006 года, недавно запустил сервис прямого потокового телевещания. Цена на услуги абонентского видео по запросу начинается с $7,99 в месяц; минимальный тариф на услуги прямого потокового телевещания составляет $39,99 в месяц.

Потоковое вещание и киберспорт

Почти вся выручка от прямой трансляции событий приходится на традиционные форматы, однако растут доходы и в сравнительно новых сегментах, в основном в таких, как потоковое вещание и киберспорт (хотя рост отмечается на фоне эффекта «низкой базы»). По нашим прогнозам, в 2018 году выручка в новых форматах увеличится на 46% — до $8,4 млрд., т. е. до 1,5% поступлений от всех видов прямой трансляции.
В 2018 году выручка в сегменте потокового вещания должна составить $7,4 млрд., увеличившись на 47% по сравнению с предыдущим годом. Основной моделью получения выручки на этом рынке, скорее всего, станут добровольные взносы зрителей в пользу исполнителей.

В 2018 году самым крупным рынком потокового вещания, скорее всего, останется Китай: по прогнозам, выручка в этом сегменте составит $4,4 млрд., увеличившись на 32% по сравнению с 2017 годом и на 86% — по сравнению с 2016 годом. Число зрителей достигнет, скорее всего, 456 млн. Одной из крупнейших платформ является YY, насчитывающая 117 млн. ежемесячных пользователей и 10 млн. каналов. Во втором квартале 2017 года чистая выручка YY составила $384,8 млн., увеличившись на 31,7% по сравнению со вторым кварталом 2016 года.

Добровольные взносы совершаются в форме виртуальных подарков, таких как виртуальные цветы, леденцы и даже машины. Цена этих виртуальных предметов устанавливается на платформе UpLive и составляет от $0,30 до $148.

Эта китайская модель добровольных взносов, вероятно, будет экспортирована на другие рынки с участием китайских компаний. По мнению одного из аналитиков, приложение UpLive заняло первое место по скачиваниям в Японии и второе — в десятках других стран. Целевыми рынками другого приложения — Live.Me — принадлежащего компании Cheetah Mobile, главный офис которой находится в Китае, являются США, Великобритания, Канада и Австралия.

Добровольные взносы являются также новым элементом бизнес-модели других платформ потокового вещания, включая платформы, использующиеся для потоковой трансляции видеоигр. На сервисе YouTube зрители имеют возможность делать добровольные взносы с помощью функции Super Chat, при применении которой размещенный комментарий дольше остается на экране и подсвечивается другим цветом в зависимости от внесенной суммы. Аналогичная функция на сервисе Twitch называется Cheering.

Источниками доходов на рынке киберспорта являются прямые трансляции и проведение различных мероприятий. В последние годы наблюдается значительный рост рынка. В 2015 году его стоимость оценивалась в $325 млн., а в 2018 году должна достигнуть, по прогнозам, $1 млрд. По оценкам, в 2016 году количество часов просмотра значительно увеличилось — до 6 млрд. часов во всем мире, в пять раз превысив уровень 2010 года. Однако это только на 19% больше показателя предыдущего года и по-прежнему эквивалентно всего лишь 5,33 дням просмотра прямых ТВ-трансляций в США. В 2016 году на Китай приходилась половина всех часов просмотра в мире и 11,1 млрд. потоковых онлайн-трансляций, что значительно больше, чем в США (2,7 млрд. таких трансляций).

Ожидается, что в будущем объем выручки в сегменте киберспорта продолжит расти. Стимулировать рост на этом рынке может дополнение традиционных спортивных мероприятий виртуальными:

• Было запланировано, что финалы первого киберспортивного чемпионата мира по «Формула-1» состоятся в Яс Марина (Абу-Даби, ОАЭ) в рамках финала Гран-при «Формулы-1» сезона 2017 года.

• В 2018 году состоится розыгрыш первого кубка киберспортивного турнира FIFA, финал которого должен пройти в августе 2018 года.

• В 2022 году киберспортивные игры войдут в список дисциплин, предусматривающих награждение медалями на летних Азиатских играх в Ханчжоу (Китай).

Выводы Deloitte

Прямые трансляции контента и мероприятий получают широкое распространение в цифровом мире, становясь как никогда актуальными для компаний и потребителей. Отрасль процветает вопреки и благодаря цифровым технологиям.

Существует несколько основных причин, по которым прямая трансляция контента (в сравнении с вещанием и трансляцией событий) останется привлекательной и выгодной в 2018 году. При этом имеется множество способов использования цифровых инструментов для повышения привлекательности прямой трансляции контента и мероприятий.

Удобство и инерция. Для большинства зрителей проще смотреть трансляции по расписанию, чем составлять собственный график. Владельцам контента следует использовать анализ данных для корректировки расписания; планируя расписание, следует опираться как на данные, так и на интуицию, предвосхищая предпочтения зрителей в отношении содержания видео- или аудиоконтента, а также времени трансляции.

Боязнь пропустить. Людям нравится поддерживать диалог, и социальные сети упрощают задачу напоминания о предстоящих прямых трансляциях и усиливают эффект сожаления от того, что событие было пропущено. Крайне популярным стал формат онлайн-просмотра концерта, за посещение которого, скорее всего, пришлось бы заплатить сотни долларов. Однако одним из результатов прямых онлайн-трансляций является рост информированности, стимулирующий участников стрим-группы в социальной сети к приобретению билетов.

Чувство причастности. Финал телевизионного реалити-шоу, концерт, торговая выставка или первая высадка людей на Луне — большинство людей получает удовольствие от участия в событиях вместе с другими людьми. Одним из надежных способов вселить в зрителя ощущение причастности к шоу является коллективное голосование по результатам просмотра; современные технологии позволяют применять голосование и другие формы участия в массовом масштабе. Некоторые представители аудитории всегда готовы участвовать путем отправки сообщений. Имеющиеся технологии позволяют переносить их на телеэкран так, чтобы их видели только добавленные зрителем в друзья пользователи социальной сети.

Эксклюзивность.
Представления в живом исполнении доступны лишь немногим, и те, кому повезло оказаться среди зрителей, получают уникальный опыт, который, возможно, недоступен многим другим. Побуждение людей к тому, чтобы они делились в социальных сетях новостями о своих посещениях различных представлений или мероприятий, может способствовать тому, что другие в следующий раз последуют их примеру и приобретут дорогие билеты на подобные мероприятия. Технологии могут быть также использованы для улучшения восприятия от посещения спортивного мероприятия, начиная с создания удобных сайтов мобильной коммерции, покупки билетов с помощью смартфона, установки автоматических турникетов, обеспечения быстрого интернет-соединения на стадионе и т. д.

Прямая трансляция продолжает жить и в цифровую эпоху. Возможно, люди всегда будут использовать высокие технологии для того, чтобы усилить эффект живого восприятия вместо того, чтобы отказаться от него.

ИСТОЧНИК: DELOITTE

Отправить ответ

avatar