Минэкономики предлагает поддержать льготами экспорт российского кино и анимации. Обсуждается расширение финансирования производителей контента, а также налоговые льготы для компаний, продающих за рубеж кино и сериалы больше чем на $1 млн в год. Однако таких компаний в России пока считаные единицы.
Проект плана стратегии развития экспорта услуг до 2025 года от 18 февраля содержит меры стимулирования экспорта, в том числе в сфере культуры. Документ планируется внести в правительство до 1 марта. План мероприятий предполагает налоговые льготы для компаний в сфере кино- и телепроизводства, продающих контент за рубеж не менее чем на $1 млн в год, а также механизм рибейтов (возврата части затрат) для иностранных компаний, которые занимаются съёмками в России.
Проект плана разослан в заинтересованные организации и будет скорректирован с учётом замечаний, сообщили в пресс-службе Минэкономики.
Там утверждают, что эта версия плана уже устарела, а работа с кинокомпаниями по приоритетным экспортным направлениям продолжается. Те же самые меры, впрочем, содержатся и в материалах к сегодняшнему совещанию по мерам поддержки экспорта в Минэкономики. Там же предлагается и расширение финансирования производителей контента, включая льготные кредиты и гранты, покрытие части расходов на перевод контента на другие языки, рекламу, страхование от потенциальных исков по авторским правам и др. Эти меры обсуждались и в Российском экспортном центре (РЭЦ), подтверждает его представитель.
Минэкономики уже несколько месяцев изучает возможности продвижения на внешних рынках, в том числе для креативных индустрий, говорят собеседники «Ъ» на рынке. Осенью речь шла о том, чтобы увеличить экспорт по разным отраслям до $100 млн в год к 2024 году; сейчас РЭЦ оценивает потенциал экспорта, говорит источник в одной из ассоциаций, участвовавших в обсуждении.
Всего российских экспортёров в сфере контента 43, но не все готовы экспортировать на $1 млн в год, отмечают в РЭЦ. Студия Yellow, Black & White продала права на сериал «Лучше, чем люди» на Netflix примерно за $1 млн, что считается рекордной сделкой по экспорту онлайн-прав. За продажу фильма «Притяжение» в кинотеатры Китая Art Pictures получила $2 млн, рассказывал «Ъ» совладелец студии Федор Бондарчук. По данным «Роскино», в 2018 году общая выручка от проданных за рубеж российских фильмов составила около $27 млн.
Раньше у нас не продавалось жанровое кино за границу. На сегодняшний день оно выросло в продажах в десять раз.
Александр Роднянский, продюсер (цитата «Интерфакс»)
Среди производителей кино и сериалов компаний, способных экспортировать на $1 млн в год, считанное число, среди них Art Pictures, Bazelevs и студия «Среда», оценивает гендиректор последней Иван Самохвалов. Лучшим вариантом льгот он считает оптимизацию налога на прибыль и снижение ставки НДС с экспортных сделок.
Анимация более универсальна и легче адаптируется к менталитету разных стран, её экспортный потенциал очень велик, уверена гендиректор студии «Аэроплан» Юлия Софронова. Производители анимации обсуждали с Минэкономики прежде всего поддержку в регистрации прав на товарные знаки за рубежом и также надеются на расширение финансирования для производителей контента, рассказала она: «Сейчас мы проигрываем соревнование на международном рынке ещё на старте».
Система рибейтов в России уже действует в нескольких регионах для отечественных компаний и работает в виде возврата части потраченных на съёмки денег на основе поданной отчётности. «Все иностранные продюсеры нам говорят, что нужны рибейты, чтобы они рассматривали Москву и Россию на карте мира как место для киносъёмок. Так мы бы могли привлекать крупные проекты и мейджоров»,— отметила ответственный секретарь Московской кинокомиссии Светлана Максимченко. Чиновники хотят сделать Россию точкой притяжения для крупных съёмок, в этом смысл рибейтов для иностранцев, подтверждает собеседник, знакомый с подготовкой стратегии.
ИСТОЧНИК: Ъ
Отправить ответ