Чемпионат мира по футболу в России - новые рекорды, не только на футбольном поле, но и в браузере

Чемпионат мира по футболу 2018 стал ярким событием в России и за ее пределами. Отгремели гимны, забиты последние голы, награждены победители, — пришло время подвести итоги события, которое оказалось богатым на неожиданные повороты и открытия.

Все больше зрителей, кто не смог доехать до фан-зоны или попасть на стадион, предпочитают смотреть футбол онлайн или с помощью мобильных приложений. И если в 2014 году по данным FIFA около 10% зрителей воспользовались такой опцией, то в 2018 один из крупнейших мировых вещателей BBC отрапортовал, что только групповой этап в интернете посмотрело большее число пользователей, чем весь турнир 2014 года. Стремительный наплыв болельщиков обрушил YouTube TV во время полуфинального матча Хорватия-Англия, и доступ к трансляции был недоступен в течение 40 минут.

В то время как команды на поле вскрывали оборону соперника, выигрывали в подборе и организовывали контратаки, мы помогали техническим командам интернет-вещания справляться с ростом трафика, падением скорости передачи видеопотока и снижением битрейта, используя наше решение Teleport WebRTC Live Streaming перераспределяющее нагрузку из CDN в распределенную сеть.

Благодаря тому, что до трансляций чемпионата мира технология серьезно обкатывалась на других, менее загруженных трансляциях, все получилось почти идеально. Во время трансляций матча чемпионата мы наблюдали резкий рост интернет-аудитории в 10, а то и в 20 раз от привычного уровня. Причем часто пики растягивались и на дополнительное время, и на серию пенальти. Но мы справились.

На примере матча Россия — Хорватия можно проиллюстрировать всю специфику, с которой мы сталкиваемся регулярно.

Изменение числа интернет-зрителей в зависимости от времени матча

Основной и самый необходимый для нас ресурс — это аудитория. Без нее весь смысл распределенной доставки теряется. И если для CDN взрывной (и часто, неожиданный) рост аудитории это проблема, то для нас это рост базы для нашего канала доставки.

Уже в период с начала трансляции матча до непосредственного начала игры аудитория в ожидании подключилась и выросла двукратно. Рост продолжился более активно после первого мяча российской сборной и продолжил расти, превысив почти десятикратный объем. В дальнейшем можно увидеть как приходили и уходили зрители в зависимости от событий матча. Основные пики аудитории пришлись на начало дополнительного времени и на самый конец серии пенальти, когда ажиотаж заставил подключиться практически всех.

Teleport WebRTC Live Streaming отработал идеально, превратив стремительный рост пользователей во благо. В его основе используется поддерживаемый Google протокол WebRTС, благодаря которому строится альтернативный канал доставки контента, который помогает справиться с наплывом пользователей без привлечения дополнительных дорогостоящих ресурсов и избежать столь ненавистной современным юзерам буферизации и низкого качества картинки.

Распределение трафика между CDN и платформой распределенной доставки

Большой объем аудитории желает смотреть в максимально возможном качестве. И даже если зритель не форсирует выбор высокого битрейта, полагая, что его входящий канал позволит ему смотреть максимальное качество, то уж точно ожидает, что все обойдется без лагов. Разумеется, все зависит не от канала пользователя, а от того справится ли CDN под нагрузкой.

Для разгрузки канала мы использовали конечные устройства зрителей. Разумеется все в рамках разрешенного браузером объема хранения кэша. Причем, чем зрителей больше, тем лучше работает распределённая доставка, потому что каждый зритель это не только запрос на скачивание контента, но и потенциал на его отдачу. В пике последнего четвертьфинального матча платформа Teleport Media отрабатывала 60 тысяч https запросов в секунду, что позволило отправить больше половины трафика в распределенную сеть в обход CDN и сохранить качество и стабильность трансляции даже при 20-кратном росте аудитории.

Сравнение скорости доставки контента от CDN и посредством Teleport WebRTC Live Streaming

Загруженность CDN на высоких нагрузках во время матчей можно прекрасно проиллюстрировать скоростью, с которой он отдает чанки трансляции. На графике видно, что скорость падала все время с момента роста аудитории до момента начала трансляции и далее. При росте аудитории в несколько раз мы замечали 4-х кратное падение скорости доставки от CDN, в то время как Teleport WebRTC Live Streaming обеспечивал почти горизонтально стабильную скорость доставки чанков трансляции вне зависимости от числа подключенных к ней зрителей, и не опускаясь ниже 3 Мбит/с, что достаточно для получения битрейта 720р. При этом, средняя скорость загрузки с CDN в пиках просмотров падала до 1,7 Мбит/с, что значительно увеличивало количество пользователей, сталкивающихся с буферизацией.

Итоги этого матча (кроме победы Хорватии) такие:

296 тыс. одновременных зрителей с поддержкой в платформе Teleport Media
3 Мбит/с — минимальная скорость доставки на пике числа зрителей
81% — максимальная доля распределенного p2p трафика на платформе Teleport Media
Четырёхкратноеьпадение скорости доставки от CDN на пике зрителей
60K – одновременное количество https запросов на контент в секунду

Несмотря на то, что это иллюстрация всего лишь одного из матчей на отдельном сайте, фактически это стандартная картина применения распределенной доставки для целей повышения качества видеотрансляции.

За период ЧМ Teleport обработал в общей сложности 21,5М зрительских сессий и 9,8М уникальных пользователей.

При этом самые популярные матчи собирали порядка 2,3М просмотров.

Максимальная пиковая нагрузка на сеть была зафиксирована на уровне 476 Гбит/сек.

А пиковое значение по одновременно обслуживаемым зрителям составило 350К, причем этот уровень обслуживания был выдержан с не менее чем двукратным запасом серверной мощности, которая необходима для таких задач как поиск пиров, их оптимальное соединение, управление параметрами работы пиринговой сети, обработки статистики.

Лучший показатель по локализации трафика, т.е. переносу его с CDN в пиринговую сеть, за весь период ЧМ составил 81%.

Наиболее вероятная скорость отдачи в пиринге на наиболее популярных матчах доходила до 6Мбит/с.

При этом буферизация среди зрителей, которые по каким то причинам не могли использовать пиринг (например старые браузеры с отсутствием поддержки WebRTC), в среднем была на 20% больше, чем у тех, кто был включен в пиринговую сеть.

Доля мобильных пользователей, для которых Teleport по умолчанию отключает отдачу, наблюдалась в диапазоне от 30% до 40%, причем на самых популярных матчах эта доля возрастала.

Отправить ответ

avatar