ЧЕМ ОПАСНА ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В МЕДИА

В медиаиндустрии в последние годы всё больше людей начинают понимать, что в цифровую эпоху есть три конкурентных преимущества:
•    Контроль над контентом (правами на контент)
•    Контроль над технологиями и каналами доставки
•    Контроль над аудиторией 

Всё четыре основных типа игроков (студии, телекомы, вендоры и технологические компании) соревнуются в получении каждого из этих конкурентных преимуществ.

Но если представить себе идеальный мир лет эдак через пятнадцать? Что мы увидим?

Сегодняшние молодые духом, богатые деньгами технологические компании должны существенно увеличить свою долю на медиарынке, сократив долю дряхлеющих студий, телекомов и вендоров. Из последних трёх останется несколько крупных игроков, которые смогут модернизироваться и на равных конкурировать с технологическими гигантами. Технологические компании же превратятся в гигантские вертикально-интегрированные холдинги: контролирующие всё от написания сценария до появления картинки у вас на экране дома.

Проблема в том, что компании (да и любые организации) как и люди стареют и становятся большими, неповоротливыми и параноидально вредными. Такие организации пытаются всячески подавить конкуренцию и любым способом избегать каких-либо рисков, что неминуемо ведет их к перерождению, либо гибели. Ограничение конкуренции ведет к жалобам и расследованиям и в какой-то момент будет вынуждено вмешаться государство, пытаясь освободить каждую из стадий цепочки добавленной стоимости от лап вертикально-интегрированных монополистов.

А теперь давайте вспомним – были ли уже похожие ситуации в истории медиа индустрии?

Собственно говоря, одним из важнейших успехов Голливуд обязан именно вертикальной интеграции. До 1915-1930-хх годов, киностудии и прокатчики существовали отдельно и производство было крайне рискованным и непростым дело. Зависимость от импортного контента заставила американских кинопрокатчиков (выходцев кстати в основном из Российской Империи) интегрироваться с производителями, ровно по той же причине, что и нынешние «онлайн-кинотеатры» пытаются производить контент – для увеличения маржи.

К чему же в итоге привела такая интеграция? К абсурдной ситуации, когда творческие кадры (сценаристы, режиссеры, актеры и т.д.) фактически находились на пожизненных контрактах со студиями, а студии показывали в своих же кинотеатрах только свой контент. Творческие же отрасли устроены по-другому – людям для самореализации своего творческого начала нужна хотя бы иллюзия свободы, возможность соревноваться и стремиться сделать лучше, чем другие. Система же, созданная в те времена в Голливуде, очевидно подавляла не только коммерческую, но и творческую конкуренцию.

Результатом всего этого стало так называемое «дело Paramount» 1948 года, дошедшее до Верховного суда США, который принял решение разделить киностудии и их кинопрокатные подразделения в целях защиты конкуренции. 

Дайте еще лет 15-20 и ровно тоже самое произойдет современными видеоплатформами.

КОМАНДА RUVOD

Отправить ответ

avatar